Я знаю Сергея Викторовича с начала 90-ых, когда он пришел работать в Белоусовскую школу. Там же он поставил свой первый спектакль по мотивам сказок Г.К. Андерсена. И это было хорошо. Потом я не видела его спектаклей, хотя знала о них. В этом году мы с моей коллегой по Физико-технической школе Рыловой М.Ю. специально приехали на премьеру в школу-пансион «Солнечная». Давали «Мертвые души».
Мое впечатление о спектакле обычно возникает в самые первые минуты и редко меня обманывает. И тут я поняла сразу: взята очень высокая нота, я не на школьном любительском представлении, когда грешники «читают по ролям». Первая сцена пролога с ангелом прозвучала так нежно и чисто, что я полностью погрузилась в обаяние всего того, из чего состоит спектакль. И если М.Ю. Рылова сразу после спектакля, когда делились впечатлениями, сказала, что смотреть было вкусно, то у меня возникло долгое и приятное послевкусие: о спектакле хотелось думать и говорить.
Главный комплимент — сценарию. Я не люблю «экранизаций слово в слово», а здесь как раз было режиссерское решение. Кроме того, что сцены из «Мертвых душ» были отобраны так, что ни убавить ни прибавить, т. е. самое существенное, яркое, смешное, знакомое, когда смотришь и понимаешь, что именно этого ты ждешь... Было кроме этого еще и то, чего ты никак не ждал, что удивило тебя и обрадовало: неожиданные ассоциации, как фраза из Лермонтова, сообщившая образу «подлеца» Чичикова печоринский трагизм; тематические переклички со Шварцем, придающие спектаклю современное звучание; лейтмотив с ангелами, так неожиданно трансформировавший лирическое начало, которое присутствует и у Гоголя.
Второе — сценические находки. Эпизоды с бричкой, благодаря ходу с вожжами, смотрелись очень картинно. Внимание к деталям (отделанный бисером чехольчик, ассигнации XIX века, рукомойник, антикварные вазочки и графинчики), которые, заполнив пространство спектакля, сделали его достоверным.
Костюмы и декорации заслуживают отдельной похвалы. Браво!
Хочется отметить и музыкальный вкус Дениса Сергеевича и стопроцентное попадание в сложные ходы. Музыкальные ассоциации расширили не только пространство, но и время; музыка композиторов Шнитке, Аренского, Артемьева, Косма стала еще одним героем спектакля.
Вообще сочетание традиционной классики с условно решенными сценами («Чиновники») помогли спектаклю стать динамичным, живым, интересным.
Детям хочется сказать: «Молодцы! Выложились по полной! Вы ничего не испортили в гениальном замысле Творца!» Перед вами дорога, о которой вдохновенно сказал Гоголь. Сейчас вас ведут по ней ваши наставники. «Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое ожесточающее мужество, забирайте с собою все человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом!» (Гоголь)
То, что я увидела, сделано прежде всего для вас, дети. Но не только. «Мертвые души» на сцене школы-пансиона «Солнечная» — это достойный ответ моих современников на риторический вопрос, прозвучавший более полутора веков назад: «Куда же несешься ты, Русь?»