«Счастье человеческое очень редко, наблюдать его очень трудно, потому что находится оно совсем не в том месте, где ему быть надлежит. Я это знаю».
Театр — это всегда чудо, но больше всего чудес бывает в театральных сказках. Ну а сказкой самой богатой на метаморфозы, превращения и другие невероятные вещи можно считать творение лауреата Нобелевской премии по литературе, бельгийца Мориса Метерлинка, вот уже столетие живущее на сценах всего мира. Первую постановку этой пьесы автор доверил К.С. Станиславскому — руководителю и одному из основателей Московского художественного театра. Зритель увидел во МХАТе эту философскую сказку-феерию осенью 1908 года.
И вот ровно через 105 лет «Синяя птица» взлетела и со сцены театра школы-пансиона «Солнечная».
Можно смело сказать, что никогда раньше в «Солнечной» не создавали спектакль такого масштаба и сложности, дело в том, что в спектакле занято больше сорока обучающихся с 1 по 11 класс. «То вместе, то — поврозь, а то — попеременно» участники спектакля заняты в 8(!) картинах. Решаясь на постановку этого очень непростого произведения, школьная театральная студия хотела подарить зрителю спектакль, который был бы интересен и взрослому и ребенку. Жанр спектакля можно определить как сон-феерия. В этом отношении прислушались к словам К.С. Станиславского: «Постановка должна быть наивной, простой, легкой, радостной, как сон десятилетнего ребенка, но в то же время и грандиозной, ибо она должна явиться воплощением мечты великого поэта. Спектакль должен восхищать детей и будить серьезные мысли у взрослых».
Это было или не было? Все происходящее случилось с детьми или приснилось? Полусон-полуявь, как дверца в непознанное. А может быть это всего лишь фантазия? «Посмотри, мама забыла потушить лампу», — говорит Тильтиль в первой картине «Дома в рождественскую ночь», а в финале звучат те же слова: «Посмотри, уже утро и мама забыла потушить лампу»...
Во многом благодаря установленному накануне спектакля световому оборудованию, обыкновенная детская комната превращалась в сказочную Вселенную. И вот дети просыпаются, и вместе с ними просыпается удивительный, волшебный мир — оживает Вода, Огонь, Хлеб, Сахар; Кошка и Собака начинают говорить на человеческом языке...
Герои сказки (Тильтиль и Митиль) отправляются в очень дальний и опасный путь, в котором попадают в Страну Воспоминаний, Сады Блаженств, Царство Будущего, Дворец Ночи, встречаются с душами предметов и существ, с детьми, которые ещё не родились, со своими близкими, которые уже ушли из жизни. Тильтиль и Митиль познают добро, сталкиваются с предательством и коварством, встречаются с воплощением Материнской Любви. Много всего приходится пережить, прочувствовать и узнать героям сказки.
Говоря о зрительской реакции на спектакль, вспоминается Апполон Григорьев:
Театра зала
То замирала, то стонала,
И незнакомый мне сосед
Сжимал мне судорожно руку,
И сам я жал ему в ответ,
В душе испытывая муку,
Которой и названья нет.
Толпа, как зверь голодный, выла,
То проклинала, то любила...
Атмосфера духовного единения царила в тот день в школьном Актовом зале школы-пансиона.
Спектакль заставляет задуматься над вопросами: что же такое счастье и где оно, ограничена ли жизнь повседневными реалиями, или «миром правит невидимое»?
Во многих древних культурах счастье принимало образ птицы. Его трудно поймать и трудно удержать. Все синие птицы, которых находит Тильтиль, при свете становятся серыми или черными, теряют свою волшебную синеву, и он вынужден продолжать поиски. Но что на самом деле он ищет?
Преодолевая свои сомнения и разочарования, борясь с искушением, сражаясь со своими низкими желаниями, которые могут его задержать, он стремится найти ту Единственную Птицу, которая сделает счастливым Человека и откроет ему все тайны Природы, вернет истинное зрение, то есть умение видеть скрытую природу вещей и явлений.
Поход Тильтиля и его сестры Митиль за Синей Птицей — это поиск Счастья, поиск Истины, поиск смысла жизни, предназначения, поиск самого себя и пути к самому себе, к тому, каким должен стать Человек. А поиск этот бесконечен. Кажется, что поймал, «ухватил за хвост» Птицу Счастья, что-то понял, открыл, но это всего лишь миг, и она уже улетает, чтобы дать тебе возможность идти дальше, искать дальше, не останавливаться в своих поисках, не переставать надеяться, верить, любить. Улетает, чтобы звать и звать за собой, дальше, выше...
В финале Синей птицей оказывается горлица, которая жила в клетке у Тильтиля: «Да ведь это же и есть та Синяя Птица, которую мы искали!.. Мы за ней в этакую даль ходили, а она, оказывается, здесь!..»
Оказывается, за счастьем не так уж далеко надо ходить, оно всегда рядом, просто нужно научиться его видеть и узнавать. «Не гоняйся за счастьем: оно всегда находится в тебе самом», — сказал один из величайших мудрецов древности Пифагор.
Счастье не в обретении, а в самом поиске, в самом Пути. И еще Счастье в дарении, ведь не за собственным счастьем отправляется на поиски Тильтиль, а в конце счастлив сам, потому что может подарить счастье другому человеку, отдав, поделившись тем, что так долго искал. Под занавес Синяя Птица вновь исчезает. Счастье — это миг, но память о нем зовет и поведет дальше. И герои уже никогда не будут такими, как прежде. Счастье — это видеть и ощущать ту самую невидимую связь со всем: с Природой, с людьми, с Небом. Это Счастье надо уметь возвращать собственными усилиями, не ради себя.